Зомбиленд (ripcska) wrote,
Зомбиленд
ripcska

Categories:

Старинные особняки Киева, или Город, который мы теряем

"КИЯНИ"

Старинные особняки Киева, или Город, который мы теряем





Особняки, дома для богатой знати, всегда порождали множество слухов. Такова природа горожан – проявлять интерес ко всему, происходящему на соседней улице, и тем более к жизни людей состоятельных и знаменитых

Свое название Печерск получил от Киево-Печерской Лавры. Начало "городу-Печерску" положил Петр І , основав здесь старую печерскую крепость и резиденцию киевского губернатора. Продолжила дело императрица Елизавета, сооружением Царского дворца. Шелковично-липовые сады Лавры в 18-19 веке окончательно вытеснялись особняками киевской знати. На Печерске старые особняки соседствуют с домами советской застройки и современными высотными зданиями. Печерск остался одним из самых красивых и престижных районов в городе.


"Дом с химерами"

 

Это диковинное здание украшенное фантастическими скульптурами зверей и химерами словно снятыми с островерхих крыш собора Нотр-Дам в Париже можно смело назвать самым необычным киевским особняком. На крыше дома разместились рядами добродушные жабы в компании с нереидами, в стены дома вмурованы головы носорогов и антилоп, а водопроводные трубы выполнены в виде змей и слоновьих хоботов. Построенный на обрыве дом удивляет еще и тем, что с парадный стороны у него всего 3 этажа, а с обратной целых шесть.

Это здание построено архитектором Городецким в 1903 году – на бывшем берегу осушенного Козьего болота, запрещенном к застройке киевским домостроительным обществом. Многие в то время считали безумием начинать строительство на обрыве – посему дом был изначально окутан легендами: говорят что Городецкий взялся за строительство на пари с другими архитекторами, утверждавшими что на таком обрыве строить невозможно. Тем неменее Дом Городецкого был построен в рекордные сроки – за два года.

По рисункам Городецкого итальянский скульптор Элио Саля украсил фасад и интерьеры причудливыми скульптурами – морскими чудовищами и экзотическими животными. Существует легенда что морские чудища на фасаде это дань архитектора своей утонувшей в море дочери.

В новопостроенном доме архитектор занял один этаж, остальные квартиры сдавал внаем. Несмотря на очень высокую цену отбоя от клиентов не было. В доме был свой ледник, прачечная, винный погреб, а во дворе пара коров, чтобы жильцы каждый день получали к своему утреннему кофе свежие сливки.

В 1913 Городецкий продал свой особняк и последущие годы дом менял своих хозяев, а в конце концов после октябрьской революции здание национализировала рабоче-крестьянская власть. Некоторое время при советской власти в доме были комунальные квартиры, потом в нем сделали больницу ЦК КПУ.

В 2003-2004 годах "Дом с химерами" реставрирован. Стоимость реконструкции дома Городецкого – около 30 миллионов долларов. Полностью восстановлен интерьер здания, включая паркетный пол, роспись. После реставрации "Дом с химерами" стал Малой резиденцией приемов Президента Украины (главная резиденция находится в Мариинском дворце). Здесь принимаются зарубежные делегации.

В 2010 году знаменитый Дом с химерами начал разваливаться. В частности, остался почти без головы так называемый "Крокодил желаний". Серьезные трещины рассекли скульптуру пополам, в нескольких местах она уже рассыпалась.

"Дом плачущей вдовы"

 

Главная особенность этого двухэтажного здания — грустное женское лицо, вылепленное на фасаде. Когда идет дождь по каменным щекам безутешной красавицы текут капли и, кажется что она плачет. Именно из-за этого барельефа дом получил такое название. Впрочем, кто изображен на барельефе и почему "вдова" плачет до сих пор остается загадкой для историков города.

Этот особняк в стиле модерн был построен в 1907 году по заказу полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского. Архитектором стал Эдуард Петрович Брадтман, построивший в Киеве немало домов, среди них и здание Театра Соловцова, ныне театр им. Ивана Франка, в котором до 1917 г. гастролировали все русские и зарубежные знаменитости. После окончания строительства Аршавский сдал внаем весь второй этаж особняка чтоба рассчитаться с долгами. Аршавский с женой и четырьмя детьми жил в особняке до 1913 года. В августе 1913-го он продал его известному киевскому купцу первой гильдии Тевье Апштейну.

В 1918 году особняк был национализирован, в нем находились Федерация иностранных групп при ЦК РКП(б), Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, а с послевоенного времени и до наших дней — правительственные структуры.

Каждый из четырех фасадов здания имеет свое решение. Два парадных фасада, которые выходят на перекресток улиц Банковой и Лютеранской, отделаны лабрадоритом, серым гранитом, блоками искусственного камня обработанным под руст, лепными украшениями из кирпича, оливковой керамической плиткой, желтым кирпичом сложной кладки и кованым металлом. Над одним из балконов главного фасада вырезана монограмма бывшего владельца особняка — СА (Сергей Аршавский). Справа от главного входа в особняк — изысканные кованые ворота с геометрическим рисунком.

"Шоколадный домик"

 

Шоколадный домик был построен в 1880-е годы в стиле венецианского ренессанса для киевского купца первой гильдии Семена Семеновича Могилевцева.

Уникальные интерьеры особняка были выполнены в разных художественных стилях (модерн, ренессанс, готика, барокко). Внутренние помещения имели исключительные декоративно-монументальные росписи стен и потолков, украшенные богатой лепниной и позолотой, деревянные резные панели, подоконники, двери и окна, полы с разнообразным рисунком художественного паркета, цветные витражи и кованые ограждения мраморных лестниц. Все это, по мнению специалистов, является произведением высокого искусства и художественной ценностью государства.

За послереволюционный период особняк неоднократно менял своих хозяев и функциональное назначение. Долгое время здание использовалось в качестве городского Дворца бракосочетаний. После строительства нового здания Дворца бракосочетания, особняк в достаточно изношенном (почти аварийном) состоянии в 1982 г. был передан на баланс Управления культуры и искусств киевского исполкома. В тот период Управлением были выделены средства для разработки проекта реставрации здания и проведения ремонтных и реставрационных работ. В 2010 году в знаменитом Шоколадном домике начали проводить экскурсии.

Арабский Домик или Домик Ковалевского

 

Еще одно из самых известных зданий в Киеве - особняк Н.В.Ковалевского. Оно построено в 1911-1913 годах по заказу чиновника по особым поручениям при киевском генерал-губернаторе надворного советника Николая Викторовича Ковалевского. Здание было спроектировано известным архитектором Алешиным в романском стиле и похоже на старинный феодальный замок

Особняк графини Уваровой

 

Дом № 16 по улице Липской был построен по проекту архитектора Павла Ивановича Голландского для графини Уваровой. Двадцатидвухлетняя хозяйка особняка, графиня Наталия Федоровна Уварова, была женой Сергея Сергеевича Уварова, бердичевского уездного предводителя дворянства, директора Киевского отделения Российского музыкального общества.
Уваровы происходили из зажиточного дворянского рода. Они владели большими поместьями в Новоград-Волынском уезде, где находились их семейное “гнездо”, винокуренный и спиртоочистительный заводы. Роскошный особняк в Киеве отвечал социальному и общественному положению, а также материальным возможностям семьи. В 1916 году в особняке Уваровых останавливалась великая княгиня Ксения Александровна.

Усадьба была поставлена главным фасадом вдоль линии улицы, Г-подобная в плане.
Архитектор выполнил фасады особняка в распространенном на то время стиле ампир. Тщательным образом декорирован не только главный, но и тыльный фасад. Над входом - накладной четырехколонный портик дорического ордера, с небольшим балконом и пышно декорированным фронтоном второго этажа. Подобный накладной портик выделил также и левое крыло с круглыми окнами-иллюминаторами.

Внутренняя планировка особняка – коридорная, с двусторонним размещением комнат. В вестибюле белая мраморная лестница ведет к холлу бельэтажа, где сохранились интерьеры с художественной лепкой и росписями, мраморные камины, резные двери и богемское стекло окон. Отделка парадного зала эклектическая, построенная на сочетании классической лепки с живописью плафона. На потолке изображены розово-голубое небо с серыми тучками и два путти, которые играют с легкой тканью и розовыми гирляндами. В лепном декоре и в живописи присутствуют музыкальные инструменты (лиры, свирели, скрипка). Парадный зал, размещенный вдоль паркового фасада, имеет выход на террасу, оформленную полуротондой с колоннами ионического ордера.
На парковом фасаде крыла размещено скульптурное изображение богини охоты Артемиды с ланью. По греческой мифологии Артемида благословляет брак и выступает защитником матери при родах. Эта античная аллегория связана с деятельностью графини Уваровой, которая по профессии была акушеркой.

В начале 1917 года Уваровы продали усадьбу известному владельцу доходных домов, коммерческому советнику Николаю Парфентиевичу Попову.

Мариинский дворец

 

Мариинский дворец — памятник архитектуры ХVIII—ХIХ столетий стиля барокко. Строительство дворца началось в 1752 году по желанию империатрицы Елизаветы Петровны, которая собиралась построить в Киеве свою летнюю резиденцию. Сразу же после завершения Андреевской церкви приступили к возведению царских хоромов. За основу был взят проект подмосковного Петровского дворца императрицы, который строил Бартоломео Растрелли.

Из-за смерти Елизаветы дворец был завершен лишь в 1770 году. Первый каменный этаж считался служебным (в левом флигеле жила прислуга, в правом размещались кухня, пекарня и кондитерская). Царские покои, состоящие из 28 комнат, размещались на втором деревянном этаже. Впрочем, ни Екатерина II, ни Павел I в них так и не пожили. Дворец сделал своей резиденцией генерал-губернатор Петр Румянцев. В 1812 году его отвели под лазарет для пленных французов, после чего понадобился серьезный ремонт. Но как только он был завершен, сгорел второй этаж дворца. Теперь строение не было пригодно ни для чего, и в нем разместили казарму. В 1835 году остатки дворца передали общественно-оздоровительному заведению. В 1868 году Александр II поручил восстановить строение архитектору Маевскому, но тот не стал искать старые чертежи, а соорудил (1870) новый дворец по собственному воображению, удачно скопировав особенности стиля Растрелли. В планировке интерьеров и создании сада принимала участие императрица Мария Александровна, в честь которой и был назван дворец.

Дворец пережил более чем бурные времена, здесь располагалось все – от павильона минеральных вод до музея. Рядом вот уже 70 лет возвышается здание Верховного Совета Украины.

Дом Дьякова

Этот дом, оформленный в стиле эклектизма, входил в усадьбу, приобретенную в 1896 году И. Дьяковым (городской председатель с 1914 г.). До 1915 года на втором и третьем этажах находилась квартира владельца, на четвертом - церковь и зал, другие этажи сдавались в аренду. В 1915 году дом был нанят 8-й мужской гимназией сроком на 10 лет. Кроме учебных классов, здесь были квартиры директора и инспектора школы, а также хозяйственные помещения.

Кловский дворец

 

Кловский дворец был построен в 1752–1756 годах по проекту архитектора Шеделя и архитектора Неелова. Завершил строительство архитектор Ковнир, внёсший в композицию и оформление дворца элементы украинского барокко.

Дворец расположен в бывшей древней местности Клов (отсюда и название), принадлежавшей Киево-Печерскому монастырю. Вначале Кловский дворец был двухэтажным. В 1863 году был надстроен третий этаж. Интерьер дворца расписан в 1757 году украинскими художниками. Одновременно со строительством вокруг дворца был высажен декоративный парк. В разное время во дворце работали различные учреждения: типография Киево-Печерской лавры, затем в течение многих лет здесь находился военный госпиталь, в 1811–1857 годах –1-я мужская гимназия, до октября 1917 года – женское училище. Во время гражданской войны дворец был разрушен. В 1930 году был восстановлен. В 1975–1981 годах здесь размещался музей Истории Великой Отечественной войны. С 1982 года - во дворце находился музей Истории Киева.

Дом Рыбальского

Этот дом принадлежал известному деятелю Киевского магистрата Георгию Рыбальскому (во 2-й половине 18 века был райцей (советником), бургомистром, а с 1797 года – войтом). Здание было построено в 1-й половине 18 столетия в стиле украинского барокко – одно из немногих гражданских строений, уцелевших после катастрофического пожара на Подола 1811 года (в последующие годы дом претерпел значительные изменения). Вначале дом был каменным, одноэтажным. Под ним находились подвалы, представлявшие собой подземный этаж. Считают, что в строительстве дома принимал участие украинский зодчий Григорович-Барский, усадьба которого находилась поблизости. С 1857 здание стало собственностью коммерсантов, которые пристроили еще два этажа.

Дом Вишневской

Эта усадьба была построена в 1798 году для дворянской семьи Вишневских. Владела домом, вдова чиновника, Рушковская (в девичестве Вишневская). Второй этаж был надстроен в 1860 году по проекту архитектора Михаила Иконникова.

Дом Ницке

Этот дом был построен в 1889 году по проекту архитектора Николая Гарденина и принадлежал предпринимателю прусского происхождения Фердинанду Мартиновичу Ницке (Ницкому). В доме разместились квартира хозяина, заводская контора и, вероятно, еще доходные квартиры. Фердинанд Ницке с 1874 года владел немного дальше по Кирилловской (ныне Фрунзе) “медно-механическим” заводом, который изготовлял медные аппараты для винокуренных заводов, а также ремонтировал паровые машины.

Первоначально верхний этаж был построен в виде мезонина. Однако, уже в начале ХХ века мезонин был расширен до полного этажа, так что дом принял практически нынешний вид (только форма крыши теперь упрощена). Похоже, что эту надстройку провел архитектор Карл Шиман (автор известного дома Сироткина на углу Владимирской и Прорезной), который в доме Ницке некоторое время держал свою творческую мастерскую.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments